Sunday, August 19, 2018

Турция: путешествие на озеро Эрчек, 30 июля 2018 г. Erçek Gölü

Георгий Янушевич:

Уже несколько раз во время наших поездок на озеро Ван в Восточной Турции, в летнее время, когда на всех морских курортах невыносимая жара и толкучка, мы подумывали, как бы съездить еще на другое озеро – Эрчек, которое находится рядом, километрах в тридцати от Вана (города).

В этом году мы отдыхали в Эдремите, на самом берегу озера Ван, в отеле Хилтон, и на этот раз с нами был мой одноклассник Олег Мурашов. Вот благодаря ему и осталось большое количество фото, в том числе озера Эрчек, на которое мы, наконец, выбрались. А выбрались тоже благодаря Олегу, т.к. сложились воли трех людей.

Озеро Эрчек известно тем, что там во время миграций останавливаются разные перелетные птицы, и самые эффектные из них – фламинго. Да, озеро известно благодаря фламинго. Но мы их не увидели. Не сезон.

Само озеро Эрчек расположено на высоте 1900 м (а Ван на 1700 м), его длина 18 км, ширина 11 км. Оно более соленое, чем Ван, и тоже содовое. Из-за солености рыба там не водится.

Дорога из Вана к Эрчеку в ускоренном виде:

Доехать – проще простого: заказали в гостинице такси, и нас повезли к озеру. Начались горы, вернее, горы вдали, а перед нами горный пейзаж с выжженной солнцем растительностью. Через некоторое время слева мы увидели полоску озера Эрчек, сначала вдали, но потом то дальше, то опять ближе.

Была видна железная дорога. Эта дорога – в Иран, единственная связывающая Иран с европейским континентом. Уровень воды в озере повысился, и в некоторых местах железнодорожная насыпь оказалась в воде.

Шофер такси стал нас спрашивать, где нам сойти. А мы и не знали где. По карте я посмотрел, что есть населенный пункт (село?) под таким же названием – Эрчек. А шофер, как мы поняли потом, правильно предлагал нас привезти прямо к пляжу, к купальному и прогулочному месту, а мы сказали ему вести в село. Ладно, поехали в село.

Увидели улицу с маленькими магазинчиками. Жаль, что не сфотографировали её. Тут же рядом чайная, народ сидит. Мы тоже сели. Народ вперился в нас. Просто неотрывно смотрели, разглядывали. Там западных туристов, видимо, не бывает. Сразу спросили, откуда мы. «Из России», ответили. Принесли чай. Посидели, выпили чаю, курящие покурили. Плату за чай с нас не взяли. Зачем мелочиться и брать мелкие деньги у очень редких заезжих гостей. В селе и вообще во всей местности живут курды. Спросили у людей, как пройти к озеру Эрчек. Они нам указали направление, и мы потихоньку двинулись.
  Евгений и Олег в чайхане. И на нас все смотрят.

Я на улице села Эрчек

Местные мальчики на велосипедах

Дорога через село была скучной. Людей нигде не было видно, домов тоже не особо, они были скрыты заборами и садами.

Добрели до озера, вернее, вышли на большой подтопленный луг с овцами. Уже потом я узнал, что уровень воды в озере повысился и затопил прибрежные места. В общем, это место явно не пляжное.

Но оттуда мы увидели купальное место. Оно выделялось двумя вышками, хорошо видными издалека. Потом мы узнали, что эти вышки предназначены для наблюдения за фламинго.

По дороге встретился мужик, у которого я спросил о месте для купания, и он мне ответил на чистом турецком языке, куда надо идти. Меня очень удивило, как это курды так овладели турецким языком – даже в такой глубинке.

Дорога была утомительной, потому что мы уже немолодые, и было довольно-таки жарко. Тут мы шагали по дороге вдоль озера, смешавшись с коровами.

Тут же железная дорога из Турции в Иран (до Ирана километров сорок):

Евгений и Георгий бредут по дороге:

Колючки:

Наконец мы пришли на место отдыха жителей, которые живут около озера Эрчек. Сначала мы увидели бухту с двумя старыми катерами и мальчишек, купающихся в этой бухте. Ребята – по-нашему в возрасте от 4-го по 6-й класс – очень галдели.

Поодаль, на самом берегу озера была набережная с фонарями (подтопленная) и такие своего рода беседки со столами. Мы и расположились в одной такой беседке. Олег в "беседке":

Якобы прогулочная набережная, подтопленная:

А вот какой была набережная до затопления:

Обзорная вышка и беседка:

Через некоторое время нас обступили мальчишки. Как-то мы общались. Некоторые из них могли складывать несложные английские фразы. Потом они стали плохо себя вести, начали просить сигареты, слишком шумели, и мы дали знать, чтобы они удалились. Что они и исполнили. Я, конечно, понимаю, что наше появление для них было величайшим разнообразием в их жизни. Но нам их окружение тоже было обременительным.

Забавно, что мальчики вдруг стали указывать на мои глаза и что-то говорить. Потом мы поняли: они предполагали, что у меня в глаза вставлены линзы, потому что цвет моих глаз северный, серо-голубой. Странно это, ведь среди курдов тоже не так уж редко встречаются люди с серыми и голубыми глазами.

Как я уже писал, есть две вышки – для наблюдения за фламинго, как мы поняли. Мы поднялись на одну.

Мальчишки:

Олег Мурашов на вышке:

Вид с вышки на заливчик:

Дул горячий сухой воздух, суховей. Поэтому мы сразу же полезли в воду и делали это много раз. Вода в озере зеленого цвета, однако, прозрачная. Когда заходишь на глубину по горло, то видно дно. Плавать хорошо, и я не почувствовал какой-то сильной солености. Люди преувеличивают. Еще многие люди после купания в море сразу бегут в душ смывать следы соленой воды, как будто это что-то вредное. Почему? Я никогда этого не делаю и после озера Эрчек этого не делал.

Я наслаждаюсь горячим ветром:

И плаваю:

Между тем мальчишки все куда-то делись, разошлись, разъехались на велосипедах, и стало совсем тихо. Так что можно было насладиться видом этого большого озера в горах.

Кстати, зимой здесь лютые морозы. Даже озеро, несмотря на соленость, замерзает. Всё занесено снегом. Нам было это трудно себе представить при той жаре.

Мы наплавались, пропитались содой, обветрились и двинулись в обратный путь. Вот, обернувшись, сделали последний снимок места, которое посетили:

Вышли на автостраду D-300, стали ждать автобус или машину. Через некоторое время автобус появился. Я даже не знаю, был это рейсовый автобус или типа маршрутного. Кроме нас троих, никого больше не было. Шофер тут же спросил: «Из какой страны?» Я отвечаю: «из России». Он сразу же громко: «Путин!» А я ему в ответ: «Эрдоган!» Стало заметно, что он изменился в лице, как-то скис. Так и надо ему, пусть не кричит нам «Путин»! А то услышал фамилию по телевидению...

Дорога обратно - из Эрчека в Ван:

Нас довезли до города Ван, долго еще ехали по окаринам и, наконец, увидели остановку такси. Попросили остановиться и быстро пересели в такси, которое нас домчало до нашего любимого ресторана в Эдремите.

Поездка на озеро Эрчек оставила впечатление.

2 comments:

Unknown said...

Ну и хорошо:)

Мы увидели фламинго:) были на озере 18 октября…красивое зрелище! В Ване уже шестой год, сами из Питера. Кстати, турецкий язык здесь, вещь обыденная, "спасибо" ататюрку и его последователям, что ставили под запрет курдов, как этнос, их даже курдами не называли, звали "горными турками"… Времена меняются, как показывает жизненная практика - к лучшему!