Sunday, May 16, 2010

Trebujeni. Требужены. Паша - добрая душа.

В начале 70-х годов моя тетя, Зоя Васильевна Янушевич, жившая тогда в Кишиневе, занималась археологией и часто ездила в Требужены, молдавское село в 60 км от города. Там она познакомилась с одинокой женщиной – тётей Пашей, Прасковьей. Ее домик был самый последний, на окраине села, при въезде в него по мосту через реку Реут. Зоя и ее сестра Рита часто ездили к тете Паше в Требужены, можно сказать, на протяжении лет двадцати пяти.

Тётя Паша,Требужены, 1975 г.
Настали другие времена, уже нет никого на этом свете, и вот в этом году я со своим двоюродным братом Женей решил съездить по следам наших мам, посетить село Требужены. Мы нашли там людей, которые помнят тетю Пашу и наших мам. Они нам показали, где находится тот домик, стоящий уже лет семь без своей хозяйки. Домик в приличном состоянии, чистенький, готовый к продаже. Вроде бы и есть покупатель на него.

Скалы в Требуженах.
Вокруг – живописная местность. Вдоль реки Реут - ущелье и высокие скалы, пещеры в них. По тропинкам среди скал мы тоже побродили. С высоты видно всё село Требужены, одинокий домик тети Паши и бескрайние молдавские просторы. (Уже вернувшись в Петербург, мне сообщили данные о тете Паше: она была Голиян [Golean, Golian - ?] Прасковья Федоровна, родилась 14 октября 1919 г., умерла 24 мая 2000 г.)

Моя мама приезжала в Требужены еще в 1975 г., когда писала диссертацию. Остались ее записи того времени:

«Однажды на неделю уехала к Паше. Это было в мае. Завезли туда археологи. В домике вечером было холодно и тоскливо. От вещей, постели исходила сырость. Утром было хорошо, ставила сверху над домиком раскладушку и на ней кропала свою диссертацию, в антрактах читала «Онегина». Через пару дней, когда освоилась, отправилась с Пашей в соседние Бутучены. Шли над рекой, а потом полезли в гору.
Маргарита Янушевич и тетя Паша в Требуженах, 1975 г.


Сначала всё шло хорошо, а под конец на почти отвесной стене, на козьей тропе, стало очень страшно. Ползли на животе, цепляясь за малейшие выступы. Кое-как взобрались, и стало дурно от страха. Ну, а потом были в гостях у Пашиных родственников, чем-то угощали. Возвращались вечером через поле. Было тепло, из села доносилась музыка – барабан, бубен. Кого-то провожали в армию. Шли по селу, Паша со всеми здоровалась. Для нее это событие. Набросилась полная, широкая, цыганского типа женщина – Лиза, затащила к себе и давай носить графины с вином из погреба. Закуски – яичница, свежая редиска. И графин за графином. Настырно, шумно заставляла пить, не вырваться. Кое-как доползли до дома. Стало дурно, кровать плыла.
Маргарита Янушевич в Требуженах, 1975 г.


А в другой день гуляли. Дошли до монастыря в скале. Прогулка запомнилась. Всё было как-то очень красиво, ярко, своеобразно. Вечером были у Оли, опять пьянствовали, Сева изощрялся в остроумии. А утром заехали в лес, я выкопала плющ и он до сих пор жив, заплел всю комнату в Пушкине. Но это всё не существенно, крохи, мазок в картине...»

А вот запись Маргариты Янушевич за 1986 г. Они с сестрой Зоей отправились в Требужены к тете Паше:

Зоя Янушевич с тетей Пашей в Требуженах, сентябрь 1986.
27 сентября 1986 г. Утром пасмурно, холодно. Но поднялись – и в Требужены к Паше. А Паша в автобусе. Ездила на базар за тапочками. Всё та же красота лунного пейзажа, домик, куры, утки, пёсик, коты. Паша вкусно угощает – перцы, баклажаны. Ушли гулять на ту сторону реки. Полно шиповника. Нарвали. Лежали, задремали на солнце. Вернулись. Паша зарезала петуха. Для нас готовит, старается, добрая душа. Спим в домике на одной кровати (с Зоей) – муки ада. Холодно, твердо и тесно…

Рита Янушевич и Паша в Требуженах, сентябрь 1986 г.28 сентября 1986 г. Не выспавшиеся. Завтрак, холодный ветер. Ушли на ту сторону, где караван-сарай, раскопки, сгинувшая жизнь. Полежали на солнце. Читаю и перечитываю «Плаху». Мудрый Чингиз [Айтматов]. Сулил подняться «над». Вернулись. Обед. Сидение в кухне, разговоры. О себе говорить не хочется, нельзя, да и нечего. Рано легли. Зоя на печке, ее протопили накануне. Всюду сухая кукуруза, и делают вино.

Маргарита Янушевич около домика тети Паши, сент. 1986.
29 сентября 1986 г. Утро, холод, завтрак. Сборы. Паша всего надавала. Добрая, щедрая душа. Ждем, но отменили автобус. Сижу на шоссе и караулю. Наконец-то такси, и места в нем есть. До Оргеева. Вскочили на проходящий, удобный автобус. Слава Богу! Это потому что попросила Николая Чудотворца! До рынка (в Кишиневе), на такси – домой.

Требужены. Домик тети Паши, 4 мая 2010 г.
Я около домика тети Паши, 4 мая 2010 г.
Женя на автобусной остановке в Требуженах. 4 мая 2010 г.
Здесь фотоотчет о нашей поездке в Требужены 4 мая 2010 г.

No comments: