Tuesday, August 20, 2019

Некоторые заметки о поездке на озеро Ван, июль-август, 2019

Георгий Янушевич

Новый аэропорт Стамбула

Уже пару лет шли разговоры, что в Стамбуле откроется новый аэропорт каких-то невероятных размеров и в новом месте. Несомненно, это была идея Эрдогана построить что-то «самое большое в мире». А нас волновало другое: как же мы будем добираться до города. Ведь старый аэропорт располагался недалеко, причем на конечной станции метро. А в одной остановке метро была удобная гостиница, в который мы уже стали завсегдатаями. Было и в аэропорт близко (особенно, если вылет рано), и в город тоже.

Всё изменилось с открытием этого нового аэропорта. Он в 60 км от центра города, метро еще нет, ходят автобусы, в которых не разобраться, в общем, в первый раз, по прилету, пришлось нестись на такси.

Прилетаю и иду по бесконечным коридорам, переходя с одной подвижной ленты на другую (по ней тоже иду). Мне казалось, что я никогда не дойду «до чего-то». И везде высоченные потолки, огромные пространства. В общем, ощущение лилипута в стране великанов.

Бесконечные ленты

На обратном пути нам пришлось остановиться в отеле внутри этого нового аэропорта, потому что иначе добраться для вылета в 11 утра было сложно. Мы остановились в сверхсовременном 5-звездочном отеле, который находится прямо в аэропорту. В номере не знаешь, на какую кнопку нажимать, чтобы включить свет, потому что обозначений на кнопках - а их много - нет, всё наугад, и как открутить кран в душе, (чтобы тебя неожиданно не окатило сверху водой). Очевидно, так понимается новейший дизайн интерьера, как намеренная анонимность, бездушность. Прогулялись по другим залам в поисках кафе, которые в этом аэропорту пока что практически отсутствуют, кроме вездесущего Burger King'а. Из-за больших расстояний там пешком гулять невозможно, нужно какое-то перевозящее средство. В общем, лучшее – враг хорошего. Я и сказал одному служащему, что старый аэропорт был лучше.
Внутри аэропорта

Но есть курилка. Евгений курит.

Путешествие в Моллакасым

Я с двоюродным братом уже в пятый раз летал на озеро Ван в Восточной Турции. Тут вроде бы и написать нечего – всё было почти что то же самое, ничего примечательного и достойного описания. Ездим мы туда в середине лета, потому что там всегда стабильная и нежаркая погода – никаких ливней, невероятно высоких температур воздуха. Температура до 30 градусов, а по вечерам даже прохладно. Единственный и значительный недостаток – это то, что мало мест для купания, а если они и есть, то до них трудно добраться.

Надоедает ходить в аквапарк, что на берегу Вана. Там громкая музыка, и развлекаются по полной приезжающие иранцы (до Ирана 60 км).  Женщины срывают с себя все чадры, максимально обнажаются и без устали танцуют. Там даже аниматор работает на персидском языке. Танцы в аквапарке:

Мы уже давно слышали о хорошем местечке Моллакасым. Еще в прошлом году местные власти открыли там на берегу чистый «семейный» пляж, и этот пляж из-за чистоты воды получил «синий флаг» (есть такая международная классификация). А семейный он потому, что мужчины и женщины раздельно. Правда, это правило не слишком строгое. Ведь приезжают семьи – как им разделиться?

До Моллакасыма примерно 40 км. Но проблема в том, что общественного транспорта нет, надо брать такси, и получается, что привезший нас туда шофер такси либо должен вновь приехать, чтобы забрать нас, либо же оставаться с нами там на месте.

Мы так и поступили – заказали такси. Шофер, молодой парень 25 лет, Реджеп, по пути заехал домой и взял купальные принадлежности. Мы поехали. Парень не говорил по-английски, так что я что-то вякал по-турецки, как уж мог. А потом просто молчал. Рассматривал земли Урарту – пожелтевшие, выжженные солнцем холмы, голубые дали, редкие деревушки, а вдали виднелась синяя полоска озера Ван. Тут как раз и находилось 4 тыс. лет назад это государство. Меня всегда интересовало, какое дело было жителям Урарту до озера Ван? Что оно им?

В Моллакасыме:

Мы приехали в Моллакасым. Еще перед подходом к пляжу увидели большую территорию, предназначенную для самоваров, мангалов, шашлыков  и прочих видов проведения времени на свежем воздухе. Это курды, приезжающие туда целыми многочисленными семьями, - так они отдыхают. Купание и загорание им, естественно,  не требуется, а вот вид моря – да, привлекает.

На пляже взяли лежаки. Испробовали воду. Вода действительно необыкновенная. Она голубого цвета и поразительно прозрачна. На других морях я такого не видел. Плывешь – и сквозь голубизну воды видно дно.

Открытие пляжа в Моллакасым в прошлом году:

Большинство местных жителей плавать не умеет. Или плавает немножко, у берега, вдоль берега, по-собачьи. Другие же просто стоят в воде и разговаривают. Таким же оказался и наш шофер, молодой высокий парень, между прочим, армию отслуживший, он нам сразу сказал, что почти не умеет плавать, воды и глубины боится. Вот он:

Поэтому он лишь побарахтался у берега и вылез. А через некоторое время вообще сказал, что уходит в свою машину, будет нас там ждать.

Я на берегу:

Одним словом, узнали мы, что такое Моллакасым с «синим флагом» чистоты. Но ездить туда хлопотно, дорого, и там скучновато.  В общем, оно того не стоит. Съездили туда, лишь чтобы внести разнообразие в наше пребывание в этих краях.

Дорога обратно была быстрой и гладкой. Мы опять оказались в своем уютном «Хилтоне».

Евгений пытается заснять заход солнца с балкона "Хилтона":

Случайная встреча с европейцами

Мы сошли с теплохода после поездки на остров Ахтамар, и тут же стали искать транспорт, чтобы уехать к себе в гостиницу. А ходят там маршрутки, которые вызывает по телефону служитель ресторана на пристани. Благодаря его звонкам маршрутки подъезжают прямо к ресторану и пристани.

Мы сидим в Геваше в ресторане у пристани в ожидании маршрутного такси:

Тут мы увидели двух иностранцев европейского вида, двух парней лет по 25. Это как на необитаемом острове вдруг встретить каких-то людей - мне показалось это событием. Стали вроде бы разговаривать, они рассказали нам, что едут из Турции в Алма-Ату. Что они из Франции. И это всё. В этот момент они вставили себе в уши наушники и продолжали то ли слушать музыку, то ли смотреть фильм на смартфоне. Еще некоторое время мы сидели в ресторане, пока нас не позвал к машине служитель.

Я пытался что-то спросить, и когда я произносил слова, они привычным жестом  вытаскивали наушник из уха и односложно отвечали. На этом наше общение закончилось. Обратно мы сидели рядом в маршрутке, но они с ничего не выражающими лицами смотрели свой фильм или слушали музыку - черт их знает. Не глядели на окрестности, ни на что, ни на кого, и спрашивается, зачем они путешествуют, зачем им в Алма-Ату?

Это нечто новенькое, это похуже новой моды и прочей хрени. Это нереагирование ни на что, это когда ничего не надо, это уже какое-то странное и широко распространившееся изменение личности. Это когда идут по морскому берегу, омываемому прибоем, а у них уши заткнуты или в смартфоне идет какой-то дурацкий фильм. Прекрасный новый мир это, тот самый.

Простор озера Ван, вид с острова Ахтамар:

И прекрасная вода озера Ван:

///

1 comment:

Baltvilks said...

Не знаю, что хорошего было в старом аэропорту? Сколько раз там бывал - впоечатление, что нахожусь в советской Средней Азии или советском Азербайджане.
У меня вообще аллергия к Турции. Бываю там вынужденно (по работе) и хотел бы не бывать там вовсе. Ума не приложу, как там можно по добройволе и за свой счет отдыхать.